Почему я решил написать сей опус
Перед всеми рано или поздно встает вопрос выбора нового купола.
К сожалению, получить хоть какую-нибудь информацию, отличную от тестов Afnor
или DHV весьма проблематично. К тому же, на мой взгляд, интересно так же узнать
о крыле впечатления пилота твоего же уровня, а не супер аса, который может
летать и на простыне. Мой налет, на момент написания материала я оцениваю в 50
часов, до этого летал на Командор 31, на лебедке в подмосковье, на Юце,
на Канарах, и по мелочам : На Eden II летал на лебедке, в Хорватии и
на г. Клименьтьева, налет на Eden, на момент написания, я оцениваю часов в 10.
Любые замечания приветствуются !
Внимание ! На коллажах соотношение вертикальной и горизонтальной скоростей
задано весьма приблизительно ! Так же не всегда верно направление полета купола.
Старт
Купол поднимается и выходит очень легко и мягко. Зависания отмеченного Теоретиком я не заметил, тенденции к обгону практически нет. Все очень удобно и приятно.. Единственное, что следует отметить - купол надо все время держать под нагрузкой, иначе мгновенно происходит подворот передней кромки, обычно на одной из консолей и на пол крыла. Командор такой тенденции не имел и был более стабилен. Старт без проблем, стартовал как прямым, так и обратным стартом, при сильном ветре, и без такового, на лебедке и с горы.
Посадка
Стоить отметить очень хорошую эффективность работы клевант в пределе зажатости купола. Кажется что срыв близко .... ан нет, хода клевант еще достаточно что бы совсем остановить купол, просто идеальное управление ! снимаю шляпу ! При таком длинном ходе клевант, купол управляется с самого начала и до самого упора ! Просто фантастика !!!
Маневренность
При стандартном запаздывании, свойственным всем парапланам в принципе, купол очень живой. Сравнивать я могу только с Командором ( но это вообще дубовый аппарат), или с Танго, но Эден на много веселее, охотно, но и не спеша откликается на управление. По началу меня пугала такая отзывчивость, но потом я привык и мне стало это нравиться. Т.е. смысл в том, что задержка у Командора соответствовала его тормозному характеру, а пусть меньшая, но все же задержка Эдена не совсем отражает его живой и покладистый нрав. Хотя это, на самом деле, очень помогает в жизни, ибо аппарат не спешит залететь туда, куда вам не нужно. Он как бы говорит, ты уверен, что ты этого хочешь ??? И, если ДА. то выдает по полной программе, если нет, то он стабилен, безопасен и комфортен.
Большие уши
У Эдена по 3 стропы на А ряду, складывал только по 1-й стропе. Уши складываются легко, и залипают, после прокачки клевантами раскрываются достаточно быстро, при сложенных ушах купол нормально управляется весом.
Винговеры
Выполнение данного пилотажного элемента вызвало у меня затруднение, хотя на Командоре и на Танго у меня все получалось без проблем. Проблемы возникали при глубокой (70-80°) раскачке, в верхней мертвой точке траектории, когда на купол нагрузка минимальная. В этот момент даже затягивая внешнюю клеванту до упора, отпускал ее, давая куполу разогнаться, получал асимметричное сложение внешней консоли, возможно, не стоило ее отпускать на полный ход, а имело смысл попридержать. Не знаю, видимо я просто не умею правильно выполнять винговеры. Сложения были достаточно слабыми и расправляются сами, стоит только скорректировать траекторию полета весом и клевантой.
Крутая спираль
Толково выполнить этот элемент у меня тоже не получилось, ибо, опять же, немного не доходя до 90° начинают складываться уши, причем не одновременно, а с разницей в около секунды, какое первым - не помню. Какого снижения при этом удалось достичь - сказать не могу, ибо прибор показал какую-то закорючку. Дожимать вращение со сложенными ушами я не стал.
Бабочка
Наполнение центроплана очень мощное ! Бабочку удалось сделать только после 4-х (!!!) перехватов строп, каждый раз вытягивая руку на полный ход, в итоге, центр купола практически коснулся головы ! Итак, берем внутренние стропы А-ряда, подтягиваем, перехват, другой, еще, еще.... середина купола практически у каски, но красивая и стройная бабочка готова ! Купол надежен и стабилен, выход мягкий и без клевка.
В-срыв
Усилие по втягиванию рядов не большое, вход в режим мягкий, купол, как положено, уходит назад, возвращается и начинает трепыхаться над головой. В В-срыве купол не очень стабилен и гуляет восьмерками, что, в прочем не страшно. Для большей стабилизации купола пытался чуть-чуть отпускать ряды, но тут немудрено и выйти из режима. Быстрый ли выход (бросаем ряды), плавный ли выход (был выход при попытке стабилизации купола), в любом случае, выход мягкий, практически без клевка, и без каких либо намеков на парашютирование. Если память мне не изменяет, то удалось добиться снижения около -8.
Ассиметричный подворот
Выполняется легко, но при этом купол только подворачивает переднюю кромку, не желая подворачивать всю консоль. Один раз я сделал аж 3 оборота, вися на одном А ряду, в авторотацию Эден заходить не захотел. В другой раз мне таки удалось получить начало авторотации и подворот половины купола назад. Компенсируется вращение легко, купол раскрывается сам, стоит только бросить ряды и выровнять направление полета. Сильный подворот, несомненно, необходимо прокачивать.
Полное фронтальное сложение
При абсолютно симметричном сложении, купол классически складывается в кучку, хлопая ушами впереди, улетая центропланом за голову, но при правильной отработке режима, выход очень быстрый и мягкий, просто супер !!!! При немного не симметричном варианте получаем дискотеку (copyright Шорохов) режимов, в прочем, достаточно мягких, и гасимых на первом клевке. Хочу особо отметить, что, видимо, в борьбе за качество, конструктора купола использовали тонкий профиль и сделали небольшим балансировочный угол атаки, иначе не купол бы не был так склонен к подвороту передней кромки. Но !!! При всем при этом, сложения настолько мягкие, что легко можно крутить, скажем, правую спираль при сложенных 40% левой консоли ! Купол, хоть и склонен к этим сложениям, но, как я писал выше, они распространяются исключительно на переднюю кромку, не затрагивают основную несущую поверхность консоли, что практически не мешает куполу лететь.
Полный срыв
Вообще, надо признаться, сорвать Эден - не халява. Конечно, если резко давануть клеванты, при наличии соответствующего количества здоровья, то да, но (!) если плавно затягивать клеваны до полного, то купол НЕ входит в срыв !!! Это просто супер !!! Я пользовался этим на посадке, можно садиться на пятачок, практически на нулевой скорости ! Но ! Осторожно ! Один раз, из-за наличия хорошей термички, я, таки, чуть-чуть подсорвал купол в негатив на малой высоте, правда, во время отловил и сел мягко. Итак, если при входе в режим сразу бросить клеванты, то купол мгновенно выходит без всяких дополнительных осложнений. При долгом удерживании, купол классически колбасится над головой, и во время отпущенный выходит на столько мягко, что со стороны даже смотреть не интересно, клевка практически нет !!! Фантастика !!! Как будто и не было режима !!!!
Негативная спираль
Еще раз хочу отметить, что сорвать купол в негатив - это надо постараться !!! Не намотав клеванту на руку, у меня ни чего не получилось. Более того, если введя купол в негатив тут же бросить его зажимать, то он выходит мгновенно, и без клевка !!! Потрясающая надежность !!! но, ежели не пожадничать и подержать, то далее все будет по взрослому ! Обидевшись, что не удается сорвать купол в негатив, мотанул оборот клеванты на руку, даванул, подержал... бросил, и тут такое началось !!!! Мощный клевок купола, где-то в горизонт, я от неожиданности теряю клеванту, эссно, не могу скомпенсировать клевок, ряды перекручиваются.... в общем, веселуха, что надо !!! Но заканчивается все без проблем, купол на редкость быстро стабилизируется, и ни что, кроме стучащего в висках адреналина не напоминает о том, как колбасились мы 5 секунд назад.
Вертолет
К сожалению, в отличие от основной группы пилотов, поехавших на 2 недели, я был вынужден поехать на одну неделю. Посему, проходил SIV в ускоренном темпе. Это, однако, не помещало мне попытаться сделать Helicopter. У меня получился 1 чистый оборот !!! Более того, я понял почему у меня не получилось больше ! Купол очень сильно раскручивается, и его явно нужно тормозить .... как потом объяснил Андрюха Гауди - тормозить надо весом. Шорохов всех нюансов объяснить не смог ... что, в прочем, не мешало ему самому этот helicopter крутить ... ну, что с профессионала взять ! Да, а рассказ об этом я завел исключительно потому, что выполняя вертолет я попал в класснейший негатив... бросил зажимать купол, клевок..... ууууух ... перекрутило в стропах пару раз, какая-то колбасня, полное фронтальное сложение... купол в комочек.... выход... галстук ... компенсация, прокачка, еще, еще .... фуууу все ок! Высоты осталось около 250 м., добрый Игорек-спасатель кричит мне в рацию, мол, Валер, высоты завались, давай еще.... хрен тебе !!! И так адреналину наглотался по самые помидоры !!! Захожу на посадку, кладбище, стадион, ЛЭП .... а вот и земля, на меня сегодня хватит !!! До кафе 50 метров, бегом за пивом, а потом уж складывать купол ... это был крайний полет в Хорватии в эту поездку...
|
|
|
Еще раз хочу обратить внимание на то, что на самом деле снижение не на
столько мощное, как на коллаже, тут хотелось сохранить ось вращения.
Но зато на нем хорошо видно когда вертолет переходит в негатив.
|
Видео 704K
|
Картинка 3K
|
Увеличенная картинка 26K
|
|
Полеты в термиках / динамиках
В термичку летал в основном в Хорватии, и немного в Подмосковье. У аппарата
удивительная способность крутить плоские спирали. Обрабатывая узкие потоки,
складывается впечатление, что точка вращения находится где-то на середине
консоли (25% купола), т.е. купол крутит как бы вертолет. Очень понравилось !!!!
Не уверен в объективности данного ощущения... но оно есть. В динамике и
термодинамике летал только на Климухе. Купол очень понравился своей
стабильностью, вся колбасня в воздухе легко компенсируется, в общем -
просто супер !!! Уверенность и спокойствие - вот как бы я охарактеризовал
летные ощущения. И это при том, что купол достаточно скоростной.
Я, конечно, понимаю, что тут далеко до тех же Прокси, Стаера или Дарта,
но все же, это чистый Intermediate ! Когда начинало излишне задувать,
даже в половину выдавленный акселератор помогал легко пробиться против ветра.
С учетом малой высоты и нестабильности атмосферы в динамике высокая надежность
купола вселяла уверенность. А это дорогого стоит.
Резюме
Ну что ж, не без особенностей, но однозначно очень удачный !!! Я бесконечно доволен, что его купил, что мы понимаем друг друга и летаем вместе. Советовать кому-то брать какой-то купол я не возьмусь, тут все как с женщиной, каждому - свое, буду бесконечно счастлив, ежели кому мои записки окажутся полезными. Ну что я могу сказать о крыле ? Да, оно мне однозначно понравилось, посему, возможно, я не объективен. Классная, летучая, маневренная и надежная птичка. Я в восторге. А что нужно Вам ? Это Ваш выбор.
Впечатления по окончанию сезона :
Налетал в этом году на Eden-е около 50-ти часов, что для пилота выходного дня
достаточно много. К уже упоминавшимся местам, добавил Юцу (чемпионат Москвы
4-е место из 12-ти пилотов) и Кубок Коктебеля (соревнования не разыграны из-за
погоды). Сделал в подмосковье личный рекорд - маршрут в 45 км. В целом куполом
доволен, ощущения недостатка скорости нет, даже в сравнении с Стаерами и
Gradient Avax RX, на котором летал Каспер. На Клемухе в гонке в динамике не
напрягаясь сделал Aeros Rival. Скорее всего, максимальная скорость не такая уж
и большая, но на акселераторе купол очень стабилен, что позволяет даже вблизи
рельефа.
Легкий элемент "вертолета" в узкой спирали действительно имеет место быть,
и на мой взгляд это из-за клевант, пропущеных через колечки, что приводит
к подморщиванию уха, как бы микро-негатив на самом конце консоли. Такой
вариант управляемости мне нравится.
В реальных условиях словил 3 фронталки - расправляются элементарно, без проблем,
2 из них были при обработке очень узкого ядра потока +8, рядом видимо был
хороший нисходняк. Поток не бросил. Словил так же один негатив, поток
был очень узкий... ну я и дозауживал спираль... клевок был умеренный.
В общем - я доволен ! :-)
Ссылки
Немного фоток из Хорватии
Статья Теоретика о Eden II на paraplan.ru
Тесты DHV Eden II
Русский сайт MAC ParaTechnolodgy
Используются технологии
uCoz